Джулукуль - SibAlp Club

Перейти к контенту

Главное меню:

Джулукуль

Джулукуль – название этого озера на Алтае я впервые услышал от моего друга и партнера по Алтайским путешествиям - Вадима Кабанова.
Он принес журнал «Ветер», издаваемый в Новосибирске. В этом журнале описывали свое путешествие на озеро Джулукуль. Меня поразило, что эти парни проехали мимо нас и смело, через Туву, вернулись на Алтай в такие места , о которых ходили только легенды.

Дело в том, что мы, то есть турфирма «Сибальп», которую я возглавляю, очень давно работаем в Кош-Агачском районе Республики Алтай. Я и мой товарищи неплохо знаем район и именно те места – Сайлюгемскую степь.

Начинали мы там работать с американцами – Rei Adventure, после этого с Мюнхенским Hauser Excursionen, а теперь с российскими туристами и международной Biosphere Expeditions.

Я стал искать все об этом озере. Постепенно узнал о том, что оно находится на территории Алтайского государственного заповедника, о реликтовых чайках и бакланах, которые живут и размножаются на островах этого озера.

Все это было очень близко к местам наших маршрутов. Почему мы туда не ездили? Первое – это, конечно, ужасная дорога, а главное, броски уровня воды в реках. Второе – это плохой имидж тувинцев, которые жили за перевалом Бугузун. Наши друзья и партнеры из Кош-Агача рассказывали о них как о конокрадах и бандитах. Даже в местной прессе было несколько странных публикаций о практически пограничных войнах. Два года назад от руки тувинского бандита погиб сын моего Кокоринского друга Кампыя Мейхиева. Виновник его гибели так и не был найден и наказан.

Я знал, что несколько лет назад был установлен милицейский пост под перевалом на границе двух республик.

Итак, мы работаем с очередной группой туристов. Вдруг, вечером приезжает все руководство Биосферной экспедиции. За вечерним чаем они приглашают принять участие в поездке-разведке на Джулукуль.

Времени очень мало. У меня только два дня между группами. Они тоже заняты своими исследованиями. Зато – замечательная команда и потрясающие внедорожники.

Итак, мы выезжаем на двух Land Rover Defender. Экипаж номер один – Женя и Максим. Молодые парни из Новосибирска купили новый Land Rover Defender в Автоленде, в Новосибирске специально для путешествий. В Автоленде довели его до ума, поставили еще одну защиту, лебедку, выбросили лишние сиденья и сделали сзади спальню и кухню.

Экипаж номер два: я, автор этих строк,пересаживаюсь со своего старенького Мицубиси Паджеро на Дефендер Биосферы, со мной – корреспондент журнала «Клуб 4х4» Сергей Груздев со своим GPS и огромным опытом путешествий «вне дорог», двое ученых-зоологов – Володя и Ирина, Настя – переводчик и человек, проработавший с Биосферой три сезона, последний член команды – турист из германии Jens Warstat.

Итак, мы стартуем! У нас есть все. Две замечательные машины, оборудованные по последнему слову техники. Они новые и только прошли обкатку, они оборудованы отличными лебедками и GPS, домкратами, радиостанциями Motorola и спутниковой связью.

Форсируем реку Бугузун. Дорога не так плоха, но кое-где пассажиров высаживаем на крутых косых подъемах и спусках.

Первый пункт, о котором мы знали – лечебный источник в долине реки Аккаллу Озек. Володя предлагает заехать, но что-то не получается с дорогой, да и всем хочется скорей за перевал.

Едем медленно, Володя и Ира фиксируют каждую увиденную птицу, обсуждают ее и ведут записи. Вдруг, они удивленно вскрикивают: «Бакланы!». Да, на скалах, на берегу реки Бугузун сидят три баклана. Они взлетают, мы пытаемся их фотографировать. Погода неважная и освещение плохое, но все-таки что-то получилось. Абсолютно ни на каких наших птиц непохожи бакланы, скорее похожи на летающих пингвинов.

«Значит в реке есть рыба», - со знанием дела говорит наш кандидат зоологических и орнитологических наук – Володя. Но мы то, старые рыбаки, знаем, что в Бугузуне рыбы очень мало и вряд ли бакланы прилетели на рыбалку. Думаю, они либо питаются чем-то еще, или просто прилетели посмотреть как там жизнь в сопредельной республике.

Долина сужается. 300-400 метров едем по руслу реки, но воды очень мало. И вдруг, впереди белый каменный домик, открытый шлагбаум, и на высоком древке флаг любимой родины – Республики Алтай. Но самое интересное – это туалет. Он сложен из камня, с железной дверью – это, скорее, какой-то дзот или дот. Думаю, с пулеметом из него можно обороняться от целой армии тувинцев. Никого. Наверное, все защитники рубежей Республики Алтай на сенокосе или …

Подъем на перевал -  ничего особенного. На перевале куча камней, шест с бело голубыми лентами и флажками. Сразу отличается от таких же мест на Алтае. Все ленты очень чистые и либо белые, либо голубые, есть даже флажки с буддистскими надписями и рисунками. Все чистое и привезено специально, ни как у нас на перевалах – с цветочками и обрывки целлофана.

Начинаем спуск, на встречу – УАЗик, номер 17-го региона. Да, мы в Туве. Первая тувинская юрта слева, она тоже отличается от наших алтайских, по-моему, она больше и крыша у нее положе. Второй Land Rover сигналит сзади. Останавливаюсь. У Жени GPS с картой, по ней мы откланяемся сильно вправо. Но мы едем по дороге и впереди озеро. Навстречу два УАЗика с людьми. Остановились. Поздоровались. Это тувинцы, едут на сенокос. Оказались очень хорошие парни. Сказали, что нам лучше ехать за ними, а потом они подскажут. Едем за ними. УАЗы новые и едут они очень быстро. Останавливаются и говорят, что нам сюда, а они – на сенокос, на перевал. Они сказали еще одно: «Не переезжайте реку». – но этому никто из нас особого значения не придал.

Летим по высокогорным тувинским пастбищам, въезжаем в огромное стадо сарлыков. Огромные и очень красивые животные. Много фотографируем.

Подвела нас конечно «женщина». Увидели издали отличную «каменную бабу» - древнюю стелу на могиле, с вырубленным лицом. Все выскакивают с фотоаппаратами – дальше огромное поле с большими зелеными кругами, как в Англии! За беготней и фотоснимками и с крыши, и отовсюду, мы не обратили внимания на дорогу, которая ушла вправо, и реку мы переехали. Я видел это, но не стал говорить. Этой правильной дорогой несколько лет назад, через Шапшальский хребет и перевал Шапшал, я ездил. Я прочитал, что сейчас есть еще одна дорога к западной оконечности озера. Туда то мне и хотелось. Там должны быть пара рыбацких хижин и несколько возвышенностей, да и к островам с чайками и бакланами западная оконечность ближе. Снова неплохая дорога. Опять раздваевается, отходит к очередным стоянкам пастухов. По навигатору до озера 10-12 километров. Оно закрыто пологой гривой, а мы движемся объезжая его слева. Дорога хуже и хуже, но для Lend Rover пока нет проблем. Дорога пошла вниз, теперь это уже не дорога, а колея. Вскоре пропадает и она, кругом озера и заросли карликовой березки, но идет след где березки нет – это либо колея вездехода, либо УРАЛА – но она уже полнгостью заросла высокой травой – по ней то мы медленно и движемся.

Сотни тундровых куропаток разбегаются из под колес. Они даже не взлетают, или взлетают целыми стаями с ужасным криком и хлопаньем крыльев. Смотрю вперед и все становится грустно. До озера 5-6 километров, но нам нужно проехать по перемычке между двух больших озер. Всё. Дороги нет, или не видно уже никакой, или она практически не проглядывается. С большим трудом переезжаем через маленький ручей с камня на камень.

Так… Сейчас мы переехали Чулушман. Чулушман начинается от слияния ручья, который идет от самого Джулукуля, и ручья Макату. Сейчас мы переехали перемычку между озером Макату и озером безымянным, из которого вытекает ручей Макату. Это исток одной из самых красивых рек Алтая.

Исток истоком, но ехать некуда. Я пытаюсь медленно нащупывать дорогу, но везде вода и болото. Второй Land Rover уже несколько раз лебедкой возвращает меня на более твердые участки. Время – 18 часов. Решаем с Сергеем – всё, начинаем подъем на «гриву». Озеро за ней.

Медленно, без дороги, по зарослям березки поднимаемся по пологим участкам. Через несколько сотен метров уходит вода. Ничего хорошего, но хотя бы нет болота. Куропаток еще больше. Вот мы и наверху. Высота – 2430 метров. Мы на широком, заросшем карликовой березкой, гребне. Внизу ДЖУЛУКУЛЬ. За ним – Шапшальский хребет. Внизу, под нами два острова. Один белый от чаек и лебедей, соседний – серый от тысяч бакланов. Мы рассматриваем все это в бинокли. Видим на возвышенности сарай или дом рыбаков, к которому я так стремился. А справа, за Шапшинским хребтом, огромный ледяной купол. Это Монгун-Тайга – высшая точка района, 3976,9 метров. По тувински – Монгун-Денгер-Хайыра кан: Менги – «ледник», денгер-«небеса», хайзыркан – «медведь» или «бог». Зрелище грандиозное. Я был на сотнях вершин, практически на всех вершинах бывшего СССР, был в Альпах, в Гималаях, Гандакуне и Кунь-Луне. Но это что-то другое. Может, чем-то похоже н Килиманджаро. Огомный ледовый купол не в хребте, а поднимается сам из зеленой тундры и озер.

Мы ставим палатки прямо на хребте, на котором находим маленькое озеро. Но весь вечер невозможно оторвать глаз от озера внизу и огромного ледника Мунгун-Тайги.

Ночью моросил дождь, но утром распогодилось.
Собираем лагерь. Дальше мы хотим поехать по верху гривы с запада на восток – спуститься и дальше двигаться по дороге к восточному окончанию Джулукуля. После первых 700-800 метров начинаются проблемы. Болото уже и на гребне. На высоте 2400 – везде вода и карликовая березка.  Любая попытка спуститься на сто метров вниз – и машина тонет во мху и воде. Мы все расходимся по склону с биноклями. Перед нами огромная котловина тундры, прорезанной маленькими речушками и озерами.

На коленях карта, у глаз бинокль. Очертания озер на карте и перед глазами сходятся идеально – значит карты неплохие.

Наше местонахождение показывают два GPS, по компасу делаем засечку на дорогу. Но…дороги там нет. В бинокль видно всё, каждый камень и ручеек…., но дороги нет вообще – никаких признаков. Наверное она провалилась в болото, или кто-то нарисовал ее от лукавого. Колею, по которой мы спускались сюда, видно отлично, но…..  дороги, на которую мы рвемся НЕТ. После нескольких попыток найти хоть что-то и спуститься – мы решаем. Один выход по GPS – назад. Начинаем движение. Сергей руководит моими действиями глядя на экран GPS. Он командует: «20 метров влево, затем правее», - но дороги я уже не нахожу. Через лобовое стекло в трех-четырех метрах ее уже не видно.

Примятая березка и мох уже поднялись, и до перемычки между озерами едем только по навигаторам.

Но вот и колея – теперь это дорога! Можно не сомневаться – теперь мы вернемся.

Я очень много езжу по бездорожью: на УАЗе по пескам пустыни Такламакан, на Паджеро и шестилапом КАМАЗе – зимой по переносам и летом черте где. Но такого чувства, которое я испытал несколько часов назад, у меня никогда не было. Я реально представлял, что будет, если машина выйдет из строя. Но Lend Rover выдержал эти испытания блестяще. Это, конечно, настоящий внедорожник.

Возвращение назад был простым, так как наш путь был отмечен на навигаторах. За перевалом встретили, уже как старых друзей, ребят-тувинцев. Обсудили все наши приключения. Они тоже с уважением осматривали наши забрызганные грязью «боевые машины». Попросили поднять капот, но что увидишь под капотом Defender – там все закрыто и спрятано.

В 19 мы подъезжали к своему базовому лагерю. Кстати, наших знакомых бакланов застали там же.

Может правда в Бугузуне много рыбы – только ловить нужно уметь.

Развитие клуба в ваших руках! Узнали что-то новое...съездили в хорошую поездку...милости просим! Мы ждём ваших статей!